ПОСЕЛИТЕ В ДОМЕ МУЗЫКУ! Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Поселите в доме музыку! Авторы: Александра Соболева, Анна Потанина. Центр нейропсихологии, Москва. Статья опубликована в газете "Здоровье детей", № 7 2005 год. ПОСЕЛИТЕ МУЗЫКУ В ДОМЕ. Музыкальное воспитание... В последнее время эти слова — одни из самых непопулярных. Большинство родителей считают, что ребенку надо дать целенаправленное образование, то есть знания, которые ему пригодятся в дальнейшем. Хочешь быть переводчиком — учи языки, юристом — юриспруденцию. Жизнь приучает родителей внушать детям мысль о том, что нужная профессия — кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас — главное. Многие родители задаются вопросом: зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для маленького школьника, так и для окружающих? Но несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения старались обязательно дать своим детям музыкальное воспитание. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных учеников. Занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и значительных волевых усилий со стороны детей, но и несокрушимого родительского терпения. Профессионалами из громадного количества учеников становились единицы, но еще несколько десятилетий тому назад считалось необходимым и престижным приобщать детей к музыкальной культуре. ЧТО ДАЕТ МУЗЫКА КРОМЕ МУЗЫКИ. Представим, что ваш мальчик идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности. Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно. Но перед тем как он надолго (но не навсегда!) закроет крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что это музыка дала ему и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Ваша девочка вдруг забросила музыкальную школу и начала писать хорошие и не по возрасту глубокие стихи и сочинения. Скажите, откуда в ней это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от старенькой ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: "Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье — форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор..." Рассказывает учительница музыки. "Я обучаю детей игре на фортепьяно. Наша школа — общеобразовательная гимназия, которая имеет музыкальный класс. И вот что я заметила: если школу посещает высокая комиссия, в первую очередь ее ведут в класс, где помимо общеобразовательных предметов преподают музыку. В этом классе и поведение, и успеваемость выше, чем в других. Если мы отправляем учеников на математическую или литературную олимпиаду, наибольшее количество участников оказывается из числа учащихся музыкального класса. Если это совпадение, то почему я его наблюдаю из года в год?" Попробуем конкретизировать сказанное и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов. 1. Правописание. Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то грамотно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и точном выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать следующие негативные моменты. 2. Нарушение пространственного восприятия. По статистике 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и др. Не верите? Пусть ребенок определит, стоя напротив вас, какая ваша рука правая, а какая левая. Не справился? Задумался? Значит, при письме он, возможно, пишет буквы (и цифры) зеркально, например "э" вместо "е" или "б" вместо "д", переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и "заезжает за поля". По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение начинает с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, таких затруднений не испытывает. Он твердо усвоил, какая рука правая, какая левая, ведь перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка — правая рука, нижняя — левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как "вверху-внизу". Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнит его пространственные понятия, а следовательно, позволит избежать названных ошибок в письменных работах. 3. Кинетические и динамические нарушения организации движений. Бывает, что у детей возникают затруднения при необходимости быстро, механически двигать пальцами, а кисти рук плохо переключаются с одного движения на другое. От этого все внимание ребенка переключено на пальчики, и, выводя сложную букву "в", он думает, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной "з". То же происходит и при написании цифр. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит руки двигаться и координировать движения пальцев? 4. Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой. Допустим, дети не могут письменно воспроизвести правильно услышанную фразу. Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество звуковых сигналов согласно заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он, возможно, напишет неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не станет соблюдать правил переноса и, вероятно, будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова по слуху на слоги — это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму — в слова и предложения — отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в умении грамотно излагать тексты в письменной форме. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Часто ученики не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать литературный материал (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и не в состоянии облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, способный передать мысли композитора в звуке, легко справится с такими заданиями и в письменной речи! МАТЕМАТИКА. Пифагор создал свою "школу мудрости", положив в ее основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пространственное представление, столь необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети порой не могут аккуратно расположить столбиком цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете. При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживаются затруднения при необходимости соблюдать правильную последовательность выполнения арифметических действий. Они забывают, например, что сложение и вычитание нужно производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, то часто попытки одолеть ее с первого раза терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Кроме того, многие школьники делают математические ошибки из-за неумения безошибочно владеть математическими символами, они не могут, например, следить за математическими знаками "+" и "–", путают знак "<" со знаком ">". Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе обучения, так как владение музыкальной символикой приучает к пользованию любыми обозначениями, в том числе и математическими. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия — зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий "Осеннюю песнь" Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять события, излагаемые учителем, и от этого лучше запоминать факты и соответствующее их объяснение. Конспектируя материал, он будет усваивать его суть тоже гораздо лучше, потому что у такого школьника налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает многих выдающихся людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был также композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке... Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что помимо когнитивных способностей музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Рассказывает учительница музыки. "Отец моей любимой ученицы Наташи — известный ученый, сторонник целенаправленного воспитания. Будущее своей дочери он видел в науке. Занятия дочери одновременно в музыкальной и художественной школе его очень беспокоили, так как он считал, что она зря "распыляет" свой потенциал. А участие в конкурсах и концертах он считал нецелесообразной растратой сил". Свои соображения он излагал в записках, предназначенных учителям. В дневнике девочки я часто находила записки, в которых говорилось, что хотя его дочери и "не наступил медведь на ухо", талант у нее явно отсутствует, а значит, и нет смысла заниматься музыкой. Он предлагал провести следующий эксперимент: пусть Наташа на время оставит занятия, и если она по собственной инициативе не подойдет к инструменту, то музыку надо бросать, чтобы зря не тратить время. У меня сжималось сердце. Иногда я, уступая просьбе отца, спрашивала у девочки: "Наташа, может быть, попробуем сделать так, как советует папа?" — но она отвечала отказом. Ничего не изменил и приход отца в школу (надо пояснить, что наша школа — гимназия, которая имеет музыкальный класс). Выкроив время, он пришел поговорить с нами с глазу на глаз, пытаясь убедить нас в том, что исполнительское мастерство — не стезя его дочери. Он так и сказал: "У нее другая стезя". "Не волнуйтесь, — уговаривала я его, — если ребенка освободить от "лишнего" занятия, качество других не возрастет. Ваша девочка успевает везде, хватит времени и на науку, в ней как бы сидит жажда познания". "Какая еще там жажда", — снисходительно улыбнулся ученый, но все-таки "отпустил вожжи". На экзамене моя любимая ученица играла так, что я старалась скрыть слезы радости. Это было ее первое выступление — ее первый звездный час. Она демонстрировала в основном не технические результаты, хотя и они заслуживали всяческой похвалы, ее чувство музыки было превосходным. Она играла не учебную программу. Она за роялем воспроизводила свою жизнь, и под ее игру я вспомнила и то, как она пришла ко мне в первый раз, и папины послания, и запреты участвовать в конкурсах, и обильные слезы девочки по этому поводу. Из нашей борьбы с ее отцом — увы! — никто не вышел победителем, потому что после экзамена Наташа призналась мне, что хочет стать художником. А может быть, и в этом есть заслуга музыки? Конечно, есть. Во-первых, девочка могла выбрать, чем ей заниматься в дальнейшем, потому что имела представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, она приняла самостоятельное, не зависимое ни от мнения учителя, ни от мнения отца решение, что говорит о полной ее личностной сформированности. Какие же черты характера формируются под влиянием музыкального образования? ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Все мы знаем, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки, из-за того, что человек оценивает свои возможности выше или ниже тех, которые имеет на самом деле. Как супервысокое, так и негативное представление о себе дает резко отрицательные результаты. А что, как не участие в конкурсах и концертах, даст возможность юноше или девушке, подростку или совсем маленьким школьникам посмотреть на себя со стороны и сравнить себя с другими? Музыка делает человека коммуникабильнее, потому что, интерпретируя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. То же происходит и в обычном разговоре, при обмене мнениями в спорах. Люди, которые исполняют публично музыкальные произведения, острее чувствуют нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывают тон и темп беседы — они же привыкли чувствовать мысли и настроение композитора и слушателей. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Поселите в доме музыку!

Теги других блогов: дети воспитание музыка